Писательница бестселлеров, выросшая между Японией и Китаем, рассказывает о своей жизни в симбиозе с книгами. Бельгийка, но выросшая между Японией и Китаем, успешная писательница Амели Нотомб публикует сейчас в Италии книгу "Случай форс-мажора" (в русском переводе - "Кодекс принца" прим.пер.) Энергичная и щедрая личность, которую я встретила на премии "Lilas" (сирень) в легендарном парижском кафе «Клозери де Лила».
Госпожа Нотомб, вы в этом жюри из-за...
...настойчивости моей подруги Стефани Жанико. Но потом это оказалось захватывающим: прочитав сорок романов, я получила представление о женской литературе. Меня покорила победительница, Стефани Оше (Stephanie Hochet, которую позже Амели выведет под именем Петрониллы в одноименном романе - прим.пер.) с романом "Битва любви и голода", намного превосходящим ее предыдущие книги.
Женщины, награждающие женщину...
Мне не особенно понравилась формулировка, но я ошибалась. Здесь актриса Ариэль Домбаль, смелая, изящная, без комплексов, говорящая то что думает, и то, что никто другой не подумал бы; литературная критикесса Жозиан Савиньо, которой я безумно восхищаюсь, продюсер Натали Реймс, которая сильно страдала из-за смерти режиссера Клода Берри, но никак не показывала этого.
От каких книг вы не откажетесь?
Я часто перечитываю "Портрет Дориана Грея", вершину психологии и литературы, и четыре тома "Девушек" Монтерлана. Когда я читала их в первый раз, мне было 14 лет, я училась женственности. Этот роман кажется мизогинным, но я восхищаюсь честностью этого мужчины, который испытывает ужас перед женщинами и его объясняет. Я говорила себе "я не стану такой, как они". Я отвергала женственность. Наряду с другими причинами, "Девушки" привели меня к анорексии.
Другие книги?
Я прочла "Пармскую обитель" 64 раза: абсолютное наслаждение. И подумать только, этот роман был надиктован за 53 дня!
Стендаль вдохновил вас на писательство?
Нет, это сделали другие книги. Особенно "Сумерки кумиров" Ницше, книга, которая спасла мне жизнь. На пике подросткового кризиса я прочитала фразу "Из военной школы жизни. – Что не убивает меня, то делает меня сильнее". Каким сверхчеловеком я хотела бы стать? Ответ пришел из "Писем к юному поэту" Рильке. Потом я написала роман, неизданный, который таким и останется. Я написала десять романов до "Гигиены убийцы", а сейчас пишу 66-й.
В среднем вы пишете по три романа и публикуете один. В чем ваш секрет?
Самотирания. Каждый день, дождь или солнце, при 40-градусной лихорадке или после ссоры в семье, я пишу 4 часа, начиная примерно в 4 часа утра, чуть раньше или чуть позже. Я вхожу в такое состояние души перед рассветом, чтобы обрести что-то вроде ментальной чистоты. Я могу работать где угодно, с помощью допинга из экстра-крепкого чая из Кении.
Вы смотрите много фильмов?
Я всегда любила кино. Когда я приехала в Европу в 17 лет, я была очень одинока. В университете я чувствовала себя чужой. Мальчики меня не хотели. Я тратила заработок беби-ситтера на кино. Я и сейчас хожу в кино раз в неделю.
Из последних фильмов что вам понравилось?
"Харви Милк" и "Гран Торино", потому что я поклонница Клинта Иствуда. Но мои фильмы-фетиши - это "Головокружение" Хичкока и "Экзотика" Атома Эгояна, это шедевр и урок кинематографа.
Вы любите искусство?
Несколько лет назад Натали Реймс показала мне современное искусство. Я обращаюсь мыслями в галерею Полярис в Париже, недавно сгоревшую. Бернар Утуджиан, лучший галерист, устроил там выставку моего соотечественника, Патрика Гунса, о котором я писала в "Кодексе принца". Так же он открыл Агатон, жестокую и гениальную маленькую женщину.
А музыка?
Я ничего не знаю о музыке, но это мое любимое искусство. Я обожаю как Шуберта, так и металл, для меня это великая нынешняя музыка. У группы Tool гениально всё. И моя страсть к Бьорк и Радиохед живет вечно.
"Io, stakanovista del Romanzo"// Il Giornale, 01-05-2009, p.27
Перевод с итальянского мой. Перевожу как умею.